Береза – настолько родное для нас дерево, что, кажется, мы узнаем его в любом обличье. Ан нет. Как рассказывает богородский резчик по бересте Александр Киселев, на выставках люди, подходя к его работам, часто спрашивают, из какого материала он их делает. Поначалу многие предполагают, что из кожи. Услышав про бересту, удивляются. Александр украшает резьбой внутренний слой бересты – ее изнанку теплого золотистого цвета. Основное направление его работ – орнаментальное обрамление икон, делает он и плоскостные фигурки из бересты. Когда мы встретились с А. Киселёвым в редакции «БГ», поинтересовалась, как к нему пришло это увлечение. Оказалось, что Александр – житель сугубо городской, вырос в квартире многоэтажного дома. Но ближний к Богородску Шоповский лес не был дальним для их семьи. Отец, придя с работы (трудился в зольном цехе завода имени Калинина), часто брал сына в лес. И эти походы с отцом за грибами стали для Александра Киселева одним из самых памятных и светлых воспоминаний детства. Может, отсюда, из белоствольного леса, и идёт энергия, питающая его нынешнее творчество? Тропинку к самому себе он нашёл не сразу. Работы постоянной, по душе, поначалу не находилось. И вдруг (хотя как тут не вспомнить, что любая случайность закономерна?) – случайная встреча с резчиком по бересте Александром Малышевым. Что называется, шел в комнату – попал в другую. Шел А. Киселев по своим делам по офисному зданию в Нижнем Новгороде – случайно открыл не ту дверь, увидел в комнате мастера, «колдующего» над куском бересты, и … задержался там на несколько лет, став у Малышева учеником, подмастерьем. Увлёкшись резьбой по бересте, ездил работать в его мастерскую из Богородска. А потом ступил на самостоятельный творческий путь. Показать, как создаются изделия из бересты, можно за несколько минут, говорит резчик. Операций немного. Резьба подготовленного берестяного «полотна» специальными резаками. Тиснение. Монтаж (склеивание) подготовленных элементов. Затем покрытие лаком. Но чтобы изделие заиграло, «зацепило» глаз, необходимо добавить самую «малость»: душу, чувство, терпение и фантазию. Словом, творчество! – Не люблю повторять точь-в-точь однажды созданное, – признается Александр Киселев. – Для меня резьба – это не ремесло, а прежде всего творческий процесс. Повторяться – скучно. Удивительно, но из двух совершенно одинаковых работ, которые я выставлял, людям больше нравится та, что создавалась первой, в которую было вложено вдохновение. И как только они почувствовали эту незаметную глазу грань? Материал для своих будущих изделий Александр запасает весной, когда земные соки трогаются в рост. В этот период береста легче отделяется от ствола дерева. Резчик специально подчеркивает, что использует бересту не с живых, а с уже поваленных берез. Помогают ему с материалом работники лесного хозяйства. Бересту кладет под пресс в сарае, где она может при любых погодных условиях храниться до двух лет. Ни жара, ни холод её не берут. Когда береста запасена, начинается процесс творчества… – Береста – материал благодатный, – считает Александр. – Если не пересохла – мягкая, режется хорошо. Высохла летом от жары в сарае – намочишь водой, и опять за работу. Создание берестяных ажуров требует от резчика большого навыка. Одно неловкое движение резаком – и целый элемент, над которым мастер кропотливо трудился, летит в «печку». Александр работает в творческом союзе с одним из нижегородских иконописцев, обрамляет тонкими золотистыми кружевами написанные им святые лики. Когда поистине ювелирный труд мастера-резчика завершён, на иконе, словно освящённой самой природой, начинают тепло светиться и притягивать завороженный взгляд берестяные вставки. За те пять лет, что А. Киселев занимается резьбой по бересте, с его творчеством познакомились жители Н. Новгорода, Москвы, Заволжья, Городца. Он принимал участие в выставках, фестивалях народного творчества, проходивших в этих городах. Его работы можно было увидеть и в Сартакове, на межрегиональном фестивале «Хрустальный ключ». В ноябре 2010 года наш земляк вернулся с победой с XIV Открытого межрегионального фестиваля «Тайны дерева», проходившего в Н. Новгороде. Ему был вручён диплом за I место в номинации «Береста (аппликация)». Увлечение, пришедшее к нему в тридцатилетнем возрасте, переросло в профессию. Подпиткой для новых замыслов стало изучение творчества известных художников. Особенно близки Александру картины А. Билибина. Сказочные, фольклорные мотивы, образы русской старины и многообразие нашей родной русской природы – таков творческий мир богородского резчика, продлевающего жизнь белоствольным красавицам. Автор: КУЗЬМИЧЕВА Светлана (По материалам Богородской газеты)
У вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.
|