Учитель П А Юнин | Разное
Учитель П А Юнин
Разное / Viktor / 13.11.2010 01:07

uynin

«Начал свою трудовую деятельность после окончания средней школы в 1937 году в должности учителя начальной школы в с. Гудимовка Больше-Игнатовского района Мордовской АССР», – так нетрадиционно, не с даты и места рожденья, а с первых самостоятельных шагов стал писать автобиографию Петр Александрович ЮНИН, ветеран Великой Отечественной войны, значительную часть жизни посвятивший работе в системе образования Богородского района Горьковской области. В Богородске его до сих пор помнят как организатора школы-интерната (в настоящее время Богородская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида), где он был директором около 20 лет.

Петр Александрович родился 13 июля 1918 года в с. Рождествено Ичалковского района Мордовской АССР. Родители – выходцы из крестьян. До революции семья жила под Саратовом. Отец, хорошо разбиравшийся в технике, работал мастером по наладке сельскохозяйственных машин у одного из помещиков. Доход главы семьи был достаточным для того, чтобы мать Петра Александровича не работала и могла полностью посвятить себя семье, которая в итоге разрослась до десяти человек: родители и восемь детей.

По-видимому, Петр Александрович очень рано почувствовал и осознал свое призвание – быть учителем. Не потому ли, имея за плечами лишь среднее образование, согласился преподавать в начальной сельской школе.

Из автобиографии П.А. ЮНИНА:

В августе 1941 года был призван в ряды Красной армии, в октябре 1941 года на дальних подступах принимал участие в обороне Москвы в составе Подольского пехотного училища рядовым курсантом.

П.А. ЮНИН учился в Мордовском педагогическом институте, когда началась Великая Отечественная война. В августе 1941 его призвали в армию, направив затем на командирские курсы в Подольское военно-пехотное училище. Немцы подступали к Москве, и курсанты были брошены на защиту столицы. Так Петр Александрович оказался на передовой под селом Медынью на Малоярославецком направлении, где держали оборону «подольцы». Приказ был – умереть, но не отступать до особого распоряжения. Курсанты не отступили. Напротив, они заставили попятиться вражескую колонну тяжелой техники, подорвав несколько танков. Особое распоряжение – отступить, последовало лишь когда враги оказались у курсантов в тылу. Пришлось выходить из окружения, пробиваясь сквозь немецкие позиции. Одно из самых сильных впечатлений – наши «катюши», когда они «работали» – все вокруг горело.

После разгрома немцев под Москвой, оставшиеся в живых курсанты, в числе их был и Петр Александрович, вернулись в училище, к тому времени эвакуированное в Иваново. П.А. ЮНИНУ было разрешено завершить образование в Мордовском педагогическом институте. Закончив вуз, получив диплом с отличием и блестящую характеристику, вернулся в училище, где в конце 1942 года ему присвоили звание лейтенанта и на год оставили в качестве секретаря бюро ВЛКСМ.

 

Из вузовской характеристики:

Во время пребывания в институте учился отлично…, обнаружил большие способности и интерес к изучению истории СССР. Кафедрой истории СССР рекомендован в аспирантуру. В институте вел большую общественную работу, как председатель профбюро факультета, агитатор и зам.председателя комиссии по агитации и пропаганде при Саранском Горкоме ВЛКСМ. Рекомендуется на работу в качестве директора, зав. учебной частью и преподавателя истории в средней школе.

В январе 1944 года П.А. Юнина направили на 2-й Белорусский фронт командиром минометного взвода (в дальнейшем он был командиром роты, начальником штаба минометного батальона).

Первое серьезное поручение на фронте Петр Александрович получил будучи на Западной Украине. Ему нужно было подготовить отход населения из прифронтовой зоны. Тогда же он допустил оплошность, которая могла стоить начинающему боевому офицеру будущего.

Однажды при проверке оружия Петр Александрович обнаружил, что у автомата заклинило диск. В раздражении он хватил ППШ о землю. Автомат дал рассеянную очередь. В зоне поражения оказалась приблудная собака. Увидев «жертву», Петр Александрович похолодел. «А что, если бы люди, – пронеслось в голове. – Могла чья-то жизнь пропасть ни за что, да и своя тоже… Ведь дальше лишь трибунал и… расстрел. Жизнь проиграна из-за простой невыдержанности». К счастью этого не случилось.

Из автобиографии П.А. ЮНИНА:

Принимал участие в боях при форсировании реки Припяти, в освобождении города Бреста, в форсировании реки Буга, в освобождении Белоруссии, Польши. В октябре 1944 года был ранен. После излечения снова вернулся в действующую армию, в свой полк.

Во второй раз Петру Александровичу пришлось выходить из окружения в конце 1944 года на границе Украины и Польши. Его взвод оказался в плотном кольце. Сколько могли – отстреливались из миномета. Когда снаряды кончились – разбились на мелкие группки и направились в разные стороны. Петр Александрович шел с бойцом, который в случае необходимости мог отстреливаться из винтовки. Пистолет же офицера (не везло командиру с личным оружием), то и дело давал осечку. Появилась неприятная мысль: «Будут брать в плен – застрелиться нечем». Из окружения все-таки вырвались. Петр Александрович – раненым. Осколок от разорвавшегося снаряда угодил ему в грудь. Рана оказалась неопасной, а потому, наскоро подлечившись во фронтовом госпитале, Петр Александрович догнал свой полк. Впереди были тяжелые бои у реки Западного Буга и ее притока Нарева (Буго-Наревский плацдарм), форсирование Вислы, освобождение Варшавы. Мирное население Польши тепло встречало освободителей, но все же слова простых людей порой заставляли задуматься. «Мы не против Советов, – говорили они, – но в колхозы не хотим».

 

Из автобиографии П.А. ЮНИНА:

…принимал участие в боях на польской земле и в штурме Данцига, где в марте 1945 года вторично ранен и вышел из строя на лечение до конца войны.

После окончания войны в составе советских оккупационных войск в Германии занимал должность командира отдельной мотострелковой роты охраны. В марте 1946 года демобилизовался в запас в звании Гвардии капитана.

После Варшавы полк, в котором служил Петр Александрович, с боями прошел в Северную Германию. При штурме г. Данцига (Гданьска), П.А. ЮНИНА ранило вновь. Ранение было относительно легким, и Петр Александрович просил не отправлять его в госпиталь. Лечился в медсанбате, где и встретил День Победы. Окончательно поправившись, еще 10 месяцев служил в Германии. Оставаясь командиром отдельной стрелковой роты охраны, исполнял обязанности коменданта небольшого немецкого городка и одновременно являлся начальником лагеря для репатриированных. Контакт с местным населением был хороший. Хозяева, у которых квартировал Петр Александрович, уважали советского офицера. Бывало, что он отдавал им часть своего пайка.

П.А. ЮНИН хорошо знал немецкий язык. Однажды ему пришлось быть сначала переводчиком, а затем и посредником в разрешении весьма неприятной ситуации…

В часть пришел немецкий крестьянин и пожаловался высшему начальству на то, что солдаты увели с его двора корову, закололи и съели. К тому времени вышел приказ: за мародерство – расстрел. Петр Александрович решил во что бы то ни стало помочь солдатам. Выйдя вслед за немцем, он остановил его и объяснил ситуацию. Услышав о приказе, крестьянин испугался: смерти солдат он совсем не хотел, а желал, что бы ему как-нибудь возместили ущерб.

– Что же теперь делать?

– Выход один: вернуться назад и объяснить, что вы сами отдали корову, – предложил Петр Александрович, – а солдаты потом поработают на вашем участке.

Немец согласился.

Вновь увидев перед собой крестьянина и переводчика, командир части неприятно удивился:

– Ну что еще?

– Произошла ошибка, – пояснил Петр Александрович, – немец сам отдал корову солдатам.

– Как сам? – не поверил командир. – Он же только что говорил другое.

– Я не вполне понял немца и оттого неправильно перевел, что он сказал. Если не верите, спросите его еще раз.

После сделанного вопроса, немец подтвердил, что отдал корову добровольно: значение немецкого «я-я» было понятно и без перевода.

– Так чего же он хочет? – развел руками командир части.

– Хочет, что бы вы лично выразили ему благодарность, – ответствовал Петр Александрович.

Немца тут же поблагодарили за заботу о солдатах. Сами же солдаты избегли позорной и страшной участи: расстрела за мародерство.

 

Из автобиографии П.А. Юнина:

С апреля 1946 года по январь 1951 года работал директором Доскинской средней школы, затем заведующим РОНО Богородского района, первым заместителем председателя Райсовета и с июня 1960 года директором школы-интерната до 1979 года. За эти 19 лет наша школа-интернат сменила три профиля: школа-интернат общего типа, с 1963 года – школа-интернат санаторного типа и с 1970 года – вспомогательная школа-интернат.

За 19 лет работы в условиях школы-интерната наш коллектив девять раз награждался переходящим Красным знаменем Горисполкома за лучшую подготовку к новому учебному году и высокие показатели в учебно-воспитательной работе. А за девять лет в условиях вспомогательной школы наш коллектив награждался шесть раз переходящим Красным знаменем, и в последние три года моей работы… школа удерживала переходящее Красное знамя три года подряд.

Руководителем Петр Александрович был прирожденным. Много лет посвятив школе-интернату, он оставил о себе добрую память. Вот что пишет в своих воспоминаниях о бывшем директоре учитель русского языка и литературы Тамара Николаевна Малиновская: «Петр Александрович был человек неординарный, тонкий знаток человеческих душ, настоящий педагог: немногословный, интеллигентный, скромный. То, что он любил детей, не вызывало сомнения. Дети охотно делились с ним своими радостями и огорчениями, нередко можно было видеть, как он их по-отечески ласкал. Внимательно, с уважением относился к коллегам, заботился о молодом поколении педагогов, прекрасно анализировал уроки, систематизировал передовой опыт. В людях он подмечал в первую очередь хорошее. Старался организовать полноценный отдых учителей. Коллектив часто выезжал на природу вместе с детьми, для которых устраивали различные игры и спортивные соревнования, а наградой было угощение мороженым и лимонадом. Его руководство было достаточно демократичным: на совещаниях живо и заинтересованно обсуждались все вопросы, связанные с учебой, жизнью и бытом детей. Он умел слушать и понимать каждого».

Петр Александрович был одним из немногих, кто мог работать исключительно за идею. Выйдя на пенсию, он, пока тяжелая немилосердная болезнь не уложила его в постель, на общественных началах исполнял обязанности председателя правовой инспекции при районной организации профсоюзов работников образования: контролировал исполнение законов о труде и заработной плате в дошкольных и учебных учреждениях Богородского района.

Петр Александрович ЮНИН умер 12 января 1989 года. Для тех, кто помнит его, он остался учителем… Настоящим…

Автор благодарит Ольгу Михайловну ЮНИНУ, вдову ветерана, и его дочь, Валентину Петровну ЮНИНУ, за предоставленные документы и рассказы о муже и отце.

Документы и фотографии






 










































Фото 01 - Черновик автобиографии П.А. ЮНИНА
Фото 02 - Актив Мордовского педагогического института. г. Саранск, апрель 1941 г. (первым слева стоит П.А. Юнин)
Фото 03 - Справка об участии П.А. ЮНИНА в боях на Малоярславецком направлении в числе курсантов Подольского военно-пехотного училища в октябре 1941 г.
Фото 04 - Характеристика выданная П.А. ЮНИНУ по окончании им Мордовского Педагогического института
Фото 05 - Лейтенант П.А. ЮНИН, Подольское военно-пехотное училище 1942 г. Надписанная и посланная родителям фотография
Фото 06 - Оборотная сторона фото 05
Фото 07 - Временное удостоверение, свидетельствующее о службе лейтенанта П.А. Юнина в Подольском пехотном училище в качестве секретаря бюро ВЛКСМ в батальоне
Фото 08 - Командир П.А. ЮНИН (стоит 4 слева) и его друзья. Второй Белорусский фронт 1944 г.
Фото 09 - Справка о ранении из фронтового госпиталя от 22 ноября 1944 г.
Фото 10 - П.А. ЮНИН - директор Доскинской школы Богородского района, 1950 г. {jlvotes}
Фото 11 - Директор Богородской санаторной школы-интерната П.А. ЮНИН в кругу учителей и выпускников 1963 г.
Фото 12 - Вручение свидетельств об окончании Богородской вспомогательной школы-интерната
Фото 13 - Богородская вспомогательная школа-интернат, выпуск 1974 г.
Фото(Верх статьи) - П.А. ЮНИН, начало 1980-х

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить